Возврат товара от покупателя

Покупатели возвращают товар по разным причинам. Это может быть производственный брак или просто неподходящий размер. В каждом случае есть нюансы оформления и поводы для отказа.

Возврат некачественного товара

Если покупатель обнаружил в товаре брак, он может попросить:

  • Заменить его на товар этой же или другой марки. Если цена товаров разная, то он доплачивает или вы возвращаете ему разницу.
  • Уменьшить цену, за которую он купил товар.
  • Бесплатно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление покупателем.
  • Вернуть деньги за товар — встречается чаще всего.

Если при покупке клиент знал о браке, вы не обязаны принимать товар и возвращать деньги. Например, в некоторых магазинах продают уценённый товар и сразу говорят о его недостатках. Тогда они не могут быть поводом для возврата.

Чтобы выяснить причину брака, вы можете провести экспертизу за свой счёт. Если окажется, что товар испортил сам покупатель, не принимайте его назад и просите возместить стоимости экспертизы. Покупатель обязан это сделать.

Возврат качественного товара

Если качественный товар не подошёл покупателю по цвету или размеру, он может попросить обменять его на подходящий товар. У вас может быть три причины для отказа:

  • Прошло больше 14 дней с даты покупки.
  • Товар потерял вид. Например, покупатель принёс обувь с потёртой подошвой или рубашку без пуговицы.
  • Товар не подлежит обмену или возврату по закону. Например, косметика, нижнее бельё или ювелирные изделия. Помните, что отказать по этой причине вы можете, только если товар качественный.

Если причин для отказа нет, вы должны обменять товар на подходящий покупателю. А при его отсутствии — вернуть деньги.

Как оформить документы на возврат товара

Попросите у покупателя заявление и кассовый чек.

В заявлении он указывает свои паспортные данные, называет причину возврата и сумму, которую хочет вернуть. Если покупатель потерял кассовый чек, он может доказать факт покупки другим способом, например, сослаться на показания свидетелей.

При приёме товара от покупателя, составьте накладную на возврат товара. Её можно оформить в произвольной форме. Главное, чтобы накладная содержала данные покупателя и всю информацию о товаре: его название, количество, стоимость.

Правила возврата денег покупателю

Как правильно оформить возврат денег покупателю, зависит от того, когда он к вам обратился.

Возврат в день покупки

Если покупатель платил наличными, выдайте ему деньги прямо из ящика кассового аппарата. При оплате товара картой, возврат также производится безналом — достаточно отменить операцию. В обоих случаях не забудьте пробить по кассе чек с признаком «возврат прихода».

Как пробить чек «возврат прихода» на вашей ККМ вы можете узнать в инструкции или у вашего мастера.

Возврат в другой день

Если покупатель возвращает товар в другой день, нельзя взять деньги из ящика кассового аппарата. Выдайте деньги из главной кассы — так называют все наличные деньги в организации. Если у вас ООО, выпишите расходный кассовый ордер или РКО. ИП этого делать не нужно, так как они не обязаны соблюдать кассовую дисциплину.

Если покупатель оплачивал товар по банковской карте, верните деньги обратно на неё. Наличные в этом случае выдавать нельзя, это запрещено Указанием ЦБ РФ. Как именно вернуть деньги на карту покупателя, уточните в поддержке банка, с которым у вас заключён договор эквайринга. Если вернуть деньги обратно на карту нельзя, снимите деньги с расчётного счёта и верните покупателю.